На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спортпрогноз

1 683 подписчика

«Анатолий Тарасов звонил в пять утра: «Ты что, еще спишь?!» (память о мастере)

Сегодня исполняется 20 лет, как от нас ушел Анатолий Тарасов. Мы вспоминаем величайшего тренера вместе с его соратником Юрием Королевым и внуком Алексеем Тарасовым, которые были гостями в редакции Sovsport.ru. В этом году они выпустили книгу Анатолия Владимировича – «Хоккей. Родоначальники и новички».

 

«ИГРАЛ В ТЕННИС С МАРШАЛОМ ГРЕЧКО»

- Каким был Анатолий Тарасов в жизни? Строгий?

 

 

Алексей Тарасов: - Мы старались не нарываться, проверяя всю глубину его строгости. Но ко мне как внуку он относился мягче, чем к дочерям.

Анатолий Владимирович любил собрать 10-15 школьников во дворе на «Соколе», где генеральский дом буквой «П» около церкви – там еще Бобров жил в квартире с балконом. Проводил зарядку в семь утра и уезжал по делам. А после учебы мы шли на каток и тренировались для «Золотой шайбы».

Помню, кто-то из соседских мальчиков проспал. Дед отправил всех его будить. Мы набрали снегу, мать его открыла дверь – мы туда под одеяло и кинули целый сугроб... Авторитет Тарасова был колоссальным, его все слушались. Он вел общественную работу, устраивал чаепития – разговаривал за жизнь, воспитывал пацанов. Никто не заставлял, просто душа горела.

- Тарасов похож на себя в «Легенде №17»?

Юрий Королев: - Что-то есть. Олег Меньшиков – профессиональный актер, и эмоции передает. Меня не удивляет, что Анатолий Тарасов – главный герой этого фильма.

Его кредо было в том, что хороший тренер должен воспитывать выдающихся игроков. Бывало, звонил в пять утра. Моя жена снимала трубку, а оттуда: «Маргарита, это ты? А где твой профессор? Как спит? Почему? Я с ним поговорю…» Потом мне выговор делал: «Пять утра – самое продуктивное время для работы».

Часов в восемь появлялся в ЦСКА – смотрел ближний резерв, шел к маршалу Гречко решать вопросы с квартирами и машинами, а то и поиграть в теннис. В 10 утра – первая тренировка у армейцев.

Я парировал: «Хоть подъем в пять утра, но днем вы по два часа дремлете после обеда, а вечером ложитесь с заставкой программы «Время» В девять, даже прогноз погоды не выслушаете. Так-то я меньше вас сплю». Тарасов соглашался с моей математикой.

 

«ПРИВЕЗ ЧЕТЫРЕ ЧЕМОДАНА ГРИБОВ»

- Как Тарасов относился к современному хоккею в середине 90-х?

Королев: - Когда игроки массово поехали в НХЛ, он говорил мне: «Васильич, вы со своим Тихоновым совсем избаловали хоккеистов. Мы за 115 долларов ездили в Канаду на семь матчей. А вы что сделали? Бутылку открыли, джин вылетел – попробуй его обратно загнать».

Я предлагал отобрать 60 игроков сборной, дать им зарплату по 200 тысяч рублей. Меня на смех подняли. Так все и уехали…

- Особая честь для людей, когда Тарасов приглашал их на свою знаменитую дачу.

Королев: - Однажды Тарасов собрал всех нас. Мы сидим с женами – выпиваем. Моя супруга спрашивает: «Юрок, это что?» - «Фирменное блюдо Анатолия Владимировича. Почки от черной смородины, настоянные на водке. Выпить можно две бутылки – так вкусно. А потом встать не можешь... Ну давай пройдемся».

Жена встать не может. «Видишь, какое действие?»

Нина Григорьевна, супруга его, в углу картошку чистит: «Ну понятно, Анатолий Владимирович, почему соседи эту черную смородину ведрами собирают, а у нас ничего не растет».

Тарасов: - У деда не только хоккейные архивы сохранились, но и кулинарные рецепты. Собирал в тетради свои наблюдения, вырезки из «Работницы», всё подписывал – как сжать, как поливать. Он ведь обожал выращивать цветы, был фанатом грибов. Вез луковицы из-за границы, его тюльпаны до сих пор растут – как трава.

Все обожали бывать у Анатолия Владимирович в гостях. Хотя там все время нужно было что-то делать. Тарасов раздавал каждому инвентарь и ставил задачи – где копать, что полоть. Но было весело, интересно, как и его хоккейные тренировки. Дед сыпал прибаутками: «У вас, молодой человек, рука свободна – можете еще одно ведро захватить, чтоб два раза не ходить».

Рационализация жизни была удивительной. Тарасов даже составлял план, как завязывать шнурки. Ведь если тратить на это минуту, то за жизнь можно потерять пять месяцев только на это дело. Анатолий Владимирович просто ноги вставлял в ботинки, и полузамотанные шнурки держали стопу.

Однажды привез из Финляндии четыре чемодана. Мама, дочка выбегают из кухни: «Папа с подарками!» Бац – а там грибы. И они две ночи это разбирали, жарили да парили.

Королев: - Как-то школа тренеров приехала в Липецк. Анатолий Владимирович меня будит: «Юрка, грибы пошли». В итоге он набрал две ванны лисичек. Грибной суп за 15 минут сварганил, всех вокруг накормил. Я целую неделю только этими лисичками питался, видеть уже их не мог.

 

«УШЕЛ ИЗ СБОРНОЙ. НАЗАД НЕ ПОЗВАЛИ»

- Как Тарасов и Чернышев ушли из сборной СССР?

Королев: - Мы втроем – я, Тарасов, Чернышев - встретились напротив «Яра». Была там двуэхтажная стекляшечка-шашлычная. Взяли килограмма полтора сосисок, две бутылки водки. Сели… Анатолий Владимирович говорит: «Ну все, Аркадий…  Да что ты переживаешь? Правильно сделали. Пусть теперь кто-то еще девять раз выиграет чемпионат мира».

Министр Павлов объявлял: «Они закапризничали после Олимпиады. Думали, я им бумагу об увольнении не подпишу? Решили, назад буду звать?»

Трудно сказать, в чем дело. Может, Тарасов с Чернышевым устали. Сами попросили освободить от занимаемой должности. А назад не позвали.

- 10 декабря 2018 года – 100 лет со дня рождения Анатолия Тарасова. Нет планов создать фильм?

Тарасов: - У меня есть большой архив фотографий. Я бы хотел сделать альбом к юбилею, и чтобы люди со всего мира вспомнили Анатолия Владимировича. Получился бы международный проект. А еще переиздал бы старые книги.

Сейчас в хоккее много бизнеса: «Давай в этот спорт отдадим детей, там платят хорошо». Видел мамаш, уже изучающих на айпаде карту Канады, где будет играть их маленький сын. Они верят, что их ребенок вырастет вторым Овечкиным или как минимум Ковальчуком. Уходит очарование, которое было при Тарасове, когда энтузиасты вставали каждую ночь, чтобы каток из шланга во дворе залить. Тогда думали не о деньгах, а о любимой игре. В чем гениальность Анатолия Владимировича? Он умел так вокруг собрать и организовать, что все загорались хоккеем.

источник

Картина дня

наверх